
Ловлю покемонов многие эксперты называют не иначе, как массовым психозом. Популярное приложение для смартфонов Pokemon GO разработано с технологией «дополненной реальности». Цель игры — поймать карманного монстра (покемона), который прячется в разных уголках городов мира.
Сегодня на улицах можно встретить не одну сотню поклонников новой игры. По городу они передвигаются, уткнувшись в телефоны и не глядя по сторонам. В отдельных городах мира это становилось причиной различных происшествий. Фиксировались случаи, когда игроки в поиске виртуальных персонажей врывались в роддом, церковь, больницу, школу, офисы.
В Казани тоже растет армия любителей этой игры, которые уже успели многим надоесть:
— Вот скажите мне, люди реально чокнутые или как?! Сейчас на «стадионе» (остановка общественного транспорта «Центральный стадион», — Ред.) садятся парень с девушкой и говорят: «Вы можете нам на дамбе остановить?». Кондуктор спрашивает: «Зачем?». А они: «Там два покемона сидят в кустах».
Общественники и активисты выступают резко против игры Pokemon Go. Как считает председатель Центрального Совета Всероссийского общественного движения Национальный родительский комитет, эксперт Общественной палаты РФ, мать четверых детей Ирина Волынец, помимо провокаций, несчастных случаев игра стала поглощать людей.
— Часто в нее играют в ущерб нормальной жизни людей, в ущерб работе, отдыху и общению с близкими людьми. Ее можно поставить в один ряд с компьютерными и азартными играми и зависимостью от социальных сетей, — заявили Ирина Волынец. — Я считаю, что важнее живого общения быть ничего не может, а один из основных минусов игры — это предоставление персональных данных пользователя, что может использоваться в разных целях и не всегда эти цели могут быть благонадежными и мирными.
Эти случаи, хотя и похожи на анекдот, становятся повседневной реальностью казанцев. Опасная тенденция взволновала многих экспертов, начиная от депутатов, педагогов, врачей до психологов и священнослужителей.
— В Священном писании сказано: «Кто кем побежден, тот тому и раб», если им больше нечем заняться, только как преследованием абсолютно виртуальных персонажей. К сожалению, благодаря современным технологиям персонажем можно сделать всё что нашему подчас поврежденному воображению представляется возможным. Конечно, это как один способов взращивания в душе человеческой низменных инстинктов, — предупреждает настоятель Никольского собора Казани отец Иоанн Барсуков.
Впрочем, с этим мнением не согласен казанский психолог Рамиль Гарифуллин, который причислил новое увлечение жителей планеты к виду спорта. Рамиль Гарифуллин назвал ловлю покемонов «промежуточной системой, которая позволит постепенно избавиться от той классической игромании».
— С одной стороны может показаться, что проблема стара. Наши школьники давно сидят и играют в стрелялки, не выходя на кухню и не делая уроки. Игромания — известная проблема. Если человек не играет, у него приступ, депрессия, для него игра — как допинг. С другой стороны меня это радует. Наши школьники выходят на улицу и начинают двигаться, потеть, уставать. Начинаются эмоционально-волевые издержки. До сих пор они сидели в тепле дома, и это усугубляло игроманию. Здесь идет сочетание игры с долей эмоционально-волевого преодоления, потому что надо перемещаться в пространстве и это прекрасно, — сказал собеседник.
В покемонов играют не только школьники, но и студенты. По мнению собеседника, это хорошая альтернатива для тех, кто страдает депрессиями из-за безработицы и безделья. Рамиль Гарифуллин сравнил новое увлечение молодежи с сюжетом фильма «Охота на лис», где герои ищут клад.
— Если начнутся гигантские увольнения из-за того, что человек невежественно относится к своим обязанностям из-за того, что увлекся покемонами, тогда это не так. Но если работа не страдает, то нет ничего страшного. По сути дела, это некий спорт, который лучше, чем игромания, — отметил эксперт.
Пока эксперты спорят о полезности новой игры Pokemon Go, она уже бьет рекорды по количеству скачиваний, завоевывает все больше новых платформ и все чаще фигурирует в сводках происшествий мировых СМИ.